О центре
Персоналии
Предшественники
Филиалы
Наши новости
Разное в мире
Книги
Статьи Р.П.Еслюка
Статьи по психотерапии
Статьи по соционике
Христианское искусство
Поиск
Статьи по религии
Психология
Религия
Соционика
Эзотерика
Искусство
Культура
Оздоровительные системы
Разное
 Домой  Интересно... / Религия / Раздел I. ИДИТЕ ЕМУ НАВСТРЕЧУ  Карта сайта     Language ru eng
Православие
Христианство
Иисус Христос
По святым местам
Доказательства веры
Чудеса
Психология веры
Проповедники и святые
Религии мира
Разное



 
Раздел I. ИДИТЕ ЕМУ НАВСТРЕЧУ


ИДИТЕ ЕМУ НАВСТРЕЧУ

Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа,

благодаря через Него Бога и Отца. ( Кол. 3:15 )

Однажды святой Григорий Богослов, молясь в храме Константинопольском в праздник Рождества Христова, обратился к народу с восторженной речью, которую начал словами: «Христос рождается! Выходите Ему навстречу! Христос сходит с небес, чтобы нас поднять!»

Святитель Григорий был не только великим богословом Церкви, но и великим поэтом, слагателем церковных гимнов. И его слова: «Христос рождается! Идите Ему навстречу!...» так полюбились жителям Константинополя, что они из них даже сложили песнопение, предваряющее праздник Рождества Христова.

И вот, когда начинают петь эти ирмосы: «Христос рождается! Славите! Христос с небес, срящите!» (то есть идите Ему навстречу, готовьтесь к Его приходу!), значит начинается Рождественский пост, и мы готовимся к празднику Рождества Христова.

Но мы не должны думать, что праздник — это просто приятное время, когда мы можем порадоваться, поздравить друг друга, утешиться в своих печалях. Нет, праздник Рождества Христова — это нам всем напоминание о том, что Господь пришел на землю страдать и умереть вместе с нами, чтобы каждый из нас получил вечную жизнь, чтобы каждый из нас приобщился к Спасению. И поэтому этот праздник есть для нас также день выбора: мы можем принять (это Спасение), и можем отвергнуть. Для принявшего Слово Христово, подготовка к празднику есть приготовление к встрече самого Господа, Который как бы вновь приходит на землю, чтобы посетить тебя в твоей жизни, чтобы спросить тебя: как ты жил? Какие дела ты принес в сокровищницу своего сердца?

Христос рождается!

Идите Ему навстречу!

Готовьтесь к этой встрече!


Сам Господь много раз в различных притчах говорил о том, как люди должны готовиться к встрече. В Священном Писании у пророка Амоса есть грозные слова: «Приготовься к сретенью Бога твоего!»

И это не означает, что надо готовиться к встрече только на последнем Суде Божием. Для каждого из нас Господь приходит сегодня и здесь. Приходит и требует от нас отчета, как этого требовал господин у своих слуг, которым дал таланты.

Не думайте, что притчи Господни содержат хоть что-то лишнее. Там каждое слово имеет значение.

Вспомним также притчу о десяти девах: Жених медлил и все заснули. Они должны были ждать его, должны были стоять на страже, но он медлил и они заснули. Так и мы с вами: Господь может медлить явить Себя, и вот мы уже духовно спим. А нам надо быть на страже, надо быть готовыми всегда, потому что Он в любой момент может потребовать у нас отчета. И только тогда будет радостной эта встреча, когда мы хоть что-то сделаем, хоть как-то подготовимся.

Если вы ждете дорогого для вас гостя, как бывает печально, какое бывает у вас смущение, если он приходит и застает вас внезапно — вы не успели убрать свой дом, не успели приготовить стол. Так бывает, когда мы ждем человека. Но когда мы ждем Самого Господа, Который посетит нас, благословит нас и Духом Своим Святым нас озарит, как должны мы приготовить дом свой, то есть душу свою, сердце свое? Как должны мы ее очистить? Может ли в грязное помещение неочищенной души войти Светлый гость, Христос, Который рождается?

И вот Рождественский пост должен быть для вас не только временем воздержания, но (прежде всего) временем приготовления. Чтобы вы верили и надеялись, что в праздник Рождества Христова вы все ощутите Его действительное пришествие, Его действительную близость, Его действительную благодатную силу.

А пока будем готовиться. Будем очищать свое сердце молитвой, покаянием. Будем углубляться в Слово Божие, в Священное Писание неустанно. Будем бороться со всей нечистотой, которая есть в нашем сердце и в наших поступках. Будем трудиться друг для друга. Будем внимать Господу. И каждый воскресный день будут звучать для нас слова, напоминающие о близости Священного дня: «Христос рождается! Славите! Христос с небес, срящите!»

Готовьтесь идти Ему навстречу! Грядет Господь наш! Аминь.

Таинство исповеди часто называют вторым Крещением, потому что в нем происходит как бы обновление человека, рождение его заново. Та драма, катастрофа, трагедия, между Богом и человеком, которая была рождена грехом, снимается Божественным милосердием, Божественной благодатью.

Именно ХАРИС, благодать снимает гнев Божий, т.е. состояние напряжения между Богом и человеком. Совершается некое чудо...Но кто совершает это чудо? — Христос! Кто имеет власть оставлять грехи? — Христос.

Он прощает грехи. «Иди чадо, отпускаются тебе грехи твои». Сколько раз Он говорит это... И Он оставляет эту власть Церкви... Чтобы люди всегда видели Его на земле. «То, что вы свяжете на Земле, то будет связано на Небе». Таким образом, наши таинства есть призывание Христа и явление Христа в мире.

____________________


Наша радость — Христос. Своими страданиями Он вписал нас в книгу жизни, и мы в Царствии Небесном вечно будем с Богом, и будем видеть славу Его и наслаждаться Им. Наша радость Дух Святой. Он такой сладкий и приятный. Он свидетельствует душе спасение.

О, братья, прошу вас и умоляю от лица Божьего милосердия, веруйте в Евангелие и во свидетельство Святой Церкви, и вы еще на земле вкусите райское блаженство. Ведь Царство Божие — внутри нас; любовь Божия дает душе рай.

преп. Силуан Афонский

Приди к нам, Господи!

Мы слабые, немощные, грешные, противящиеся Богу. Но Он все равно к нам приближается, и когда Он приближается, мы это называем даром Божием, благодатью. Благодать эта пребывает там, где люди собираются на молитву.

Храм — место святое, место, где особенно пребывает Господь, как бы снисходя к людям, потому что [к нам] действительно надо снисходить.


Помещение, Церковь становится домом Божием. Не просто домом молитвы, где мы собрались — а домом Божиим, куда Господь приходит. А раз это дом Божий, значит это уже Дом особенный, Дом Святыни! И когда мы входим в него, мы должны оставить за его порогом все то, что нас делало удаленными от Бога.

Когда вы собираетесь в храме на молитву, пусть каждый в своем сердце скажет:

«Господи, я Тебя призываю вместе с моими братьями и сестрами, вместе с Церковью Христовой, чтобы Ты пришел к нам сюда.»

Вы все помните сказание о Матери Божьей. О том, как трехлетним ребенком Она поднялась по ступеням к храму Господню. Оставила малое Дитя родителей и потянулась к Единому Небесному Отцу. И вот мы с вами также к Небесному Отцу приходим и говорим:

Господи, Ты наш первый и последний,

Ты наш единственный,

и мы к Тебе идем

Но как нам стыдно и страшно [к Тебе] идти... Потому что мы приходим неготовыми, приходим в гордости и самомнении, в унынии и раздражении, полные глупых, суетных, пустых мыслей, мелкого тщеславия, мелкой мстительности, мелкой зависти.

Приходим, нарушившие все Твои заповеди, все Твои призывы...

Господи, Ты зовешь нас к жизни естественной, святой, светлой, а мы предпочитаем жить темной жизнью. В злоречии, в обидах, в клевете, в праздности, в пустословии, в неблагоговейном употреблении Твоего имени и вообще всего святого.

Повернуться к Нему лицом

Наступил Рождественский пост. Но зачем нужен человеку пост? Ведь Бог дал нам пищу, чтобы мы поддерживали свои силы. Он так сделал, чтобы человек жил, питаясь от произведений земли, от плоти земли, от плоти растений и животных. И мы питаемся ими... Без этого нам жить невозможно. Поэтому пост, конечно, не есть осуждение пищи... Просто пост есть короткое время воздержания.

Ведь на чем-то нам надо упражняться в воздержании, потому что у нас все распущено: язык, сердце, желания — мы ни в чем не можем управлять собой... Мы похожи на лошадей, которые понесли.

Именно так ведет себя наша плоть: иногда несет ее, и мы не можем с ней справиться и остановиться. Но плоть — это не просто тело, это и душа наша, это наши страсти, чувства, и гнев, и ярость, и самодовольство, и все, что в нас кипит.

Легко можно себя проверить. Когда человек мало общается с людьми, ему кажется, что он чуть ли не архангел, но как только он выйдет за порог своего дома, как только ему что-то не так сказали, сразу в его душе все вскипает. Значит он еще очень далек от света, мира и спокойствия.

Господи, введи нас в Свой храм,

и не просто ногами телесными,

как мы обычно приходим, а духовно,

чтобы нам войти и ощутить силу Божию,

ощутить любовь Божию,

ощутить радость прикосновения...

Чтобы мы стремились (в храм),

как младенец Мария, будущая Матерь Господа

тянулась к Святому месту.

Вот, Святое место — а мы стоим к Нему спиной, косные, ленивые и злые, обсасывая свои пустые мысли, свои ничтожные чувства. Меняем золото на пыль. А золото — это любовь Божия, радость благодати. Вот что нам надо получить здесь и теперь, и не ждать, пока мы уже совсем ослабеем или умрем...

Надо чтобы благодать уже здесь коснулась нас, чтобы мы здесь почувствовали, что «с нами Бог»...

Когда младенца Марию, Матерь Божию, ввели во храм, священник ввел Ее за завесу, туда, куда не полагалось вводить никого. А почему не полагалось вводить? Потому что скрыт был Господь! И люди не могли взглянуть на то место, где пребывает Его благодать. Завеса была закрыта.

Но, вот в Церкви Христовой этой завесы уже нет, она отдернута! Потому что Господне сердце открыто всем.

Так почему же у нас на Царских вратах опять завеса появилась? То она закрывается, то открывается... Что же это такое? Неужели мы опять вернулись в Ветхий Завет, в старину?

Да! Конечно вернулись! Эта завеса напоминает нам о грехах, о том, что мы не в настоящем Евангелии живем, что мы его недостойны, что опять закрылся от нас Господь, но не насовсем.

Та древняя завеса — никогда не отдергивалась, а эта — время от времени открывается, чтобы напомнить нам, что Господь ждет нас все равно.

Вот почему завеса есть, и почему она время от времени закрывается для нас... По нашим грехам, по нашему недостоинству.

Но все равно. Когда Господь умер, в ту минуту завеса в Храме Иерусалимском разодралась надвое в знак того, что Бог открыл Себя людям.

И тому из вас, кто горячо, от всего сердца захочет (встретить Его), тому Он будет открыт, и уже никакая занавеска не будет ему мешать.. Он будет с вами, в вашем сердце.

Главное, чтобы в сердце не было завесы и перегородки.


Господи, прости нас и дай нам действительно

почувствовать, пережить, прикоснуться, вдохновиться,

уйти из храма, как на крыльях,

чтобы знать, что Ты с нами,

что Ты нас благословляешь,

что Ты нас любишь, что Ты нас исцеляешь,

что Ты нас спас Своей кровью, Своим сердцем,

Своими страданиями.

Господи, помилуй и спаси.

_______________


Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов.

Посвятить себя Богу и жить добродетельно — есть одно из великих дарований Христовых.

св. Исаак Сириянин
_______________

Когда ожидают важного гостя, наводят порядок в доме: прибирают, подметают, украшают дом, И, чтобы принять нашего Божественного Гостя, нам тоже нужно очистить и украсить нашу душу. Чтобы совершить, как подобает, таинство покаяния, необходимо раскаяние. Представьте себе дом, где находились всякие животные, мусор и нечистоты: если и подметут дом, то в нем все же будет дурной запах. Так же и с нашей душой. После строгой проверки и даже после исповеди, необходимы слезы раскаяния, чтобы все смыть. Мы должны искренне сожалеть, что оскорбили Бога...

Я не говорю, что ваши душевные страдания должны обязательно заставить вас плакать, но в сердце вашем непременно должно быть сожаление, что вы оскорбили Бога. Так вот для таинства покаяния нужны три вещи: вера, которая открывает нам Бога, невидимо присутствующего в священнике, надежда, уверяющая нас в том, что Бог подаст нам благодать прощения, и любовь, которая побуждает нас любить Бога и влагает в наши сердца сожаление о том, что мы оскорбили Его.

св. Мари Вианней.


В исповеди самое важное — состояние души кающегося, каков бы ни был исповедующий. Важно ваше покаяние, а не (священник), что-то вам говорящий. У нас же часто личности духовника ошибочно уделяется первенствующее место.

В исповеди слабая память не оправдание; забывчивость — от невнимательности, несерьезности, черствости, нечувствительности к греху. Грех, тяготеющий совесть, не забудется.

«Нечувствие», каменность, мертвость души — от запущенных и неисповеданных вовремя грехов. Как облегчается душа, когда немедленно, пока больно, исповедуешь совершенный грех. Отложенная исповедь дает бесчувствие.

Исповедь не есть беседа о своих недостатках, сомнениях, не есть осведомленность духовника о тебе и менее всего — не «благочестивый обычай». Исповедь — горячее покаяние сердца, жажда очищения, идущая от ощущения святыни, умирания для греха и оживание для святости. Раскаянность — уже степень святости, а бесчувственность, неверие — положение вне святыни, вне Бога. Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полнее вспомнить и записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут ясны грехи.

Знак совершившегося покаяния — чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.

о. Александр Ельчанинов

Часто бывает, что обычная исповедь людей, живущих мирской жизнью, страдает множеством недостатков, часто к ней очень плохо готовятся, часто человек приходит на исповедь, не имея воли отвернуться от греха, или избегать случаев, благоприятствующих греху, не имея намерения исправить свою жизнь, отказаться от своей прошлой жизни, не осознавая долготерпение Божие...

Проверив свою совесть, старайся с негодованием и возмущением отвергнуть грехи, которые лишают нас благодати и отлучают от вечной жизни.

св. Франциск Сальский
_______________

Он породнился с нами...

Мы с вами еще и еще раз приходим в эту небесную врачебницу, чтобы отдать себя исцеляющей, милостивой, любящей руке Господа, Который нас снова оживляет. Мы к Нему прибегаем, чтобы найти у Него возрождение. Возродиться вновь — вот что должно быть для нас главным. Но мы не можем возродиться вновь, если Сам Господь нам в этом не поможет.

Самое главное — это то, что Господь сделал нас к Себе близкими, что Он породнился с нами.

Породнился Тот, Кто превосходит всякое наше воображение, Тот, перед Кем все миры — как песчинка, как ничто! А ведь мы — ничтожнейшая часть этих миров...

Кто мы такие?! Люди, которые сегодня есть, а завтра нас не будет.. Потомки тех, кто прошли и о ком уже не помнят...

Посмотрите на небо вечером, подумайте, как велик созданный Им мир, и как мал человек... Как непостижим Создатель безмерной Вселенной и как велика Его любовь к нам, если Он к Нам приближается и говорит с нами человеческим голосом через Христа, нашего Спасителя.

Он потому и Спаситель наш, что нас соединяет с Вечным, соединяет с Творцом, соединяет с Бесконечным Богом.


В замечательном псалме 8-м говорится: «Кто такой человек, что Ты помнишь его?.. Почему ты поставил его выше Ангелов?»* Ответ на это дает нам апостол Иоанн, говоря: «Бог есть любовь». Его любовь изливается на все творение, и особенно на нас, в которых запечатлен Его образ и подобие.

Образ Божий — в каждом из нас, в каждом человеке. И вот мы уже не такие ничтожные, не такие малые, не такие кратковременные. Мы тоже причастны к Божьей Вечности, к Его любви. Чем мы можем воздать за этот свободный дар любви Божией? Только одним: быть Его свидетелями в этом мире....

Мы знаем, что первое и главное свидетельство — это свидетельство веры и любви. Но как слабо в нас проявляется вера. И как мало у нас любви...

Весь мир погружен во вражду, в распадение, в злобу, в соперничество, в стремление одних людей унизить других!

Мы же должны всему этому противопоставить совсем другое! Пускай даже нам будет трудно, все равно наша жизнь должна очень отличаться от жизни других людей...

У нас должно быть твердое терпение!

У нас должно быть сочувствие другим людям!

У нас должно быть стремление, к тому, чтобы помогать

друг другу всем, чем мы можем.

Мы должны жить в дисциплине души и тела.

(Этому помогает и пост, и всякое другое воздержание.)
Мы должны жить в чистоте сердца, ибо чистые сердцем

Бога узрят.
_______________

В нашем нежелании хранить заповеди, исполнять твердо свой христианский долг проявляется наша величайшая неблагодарность Господу.

Ведь нам все явлено, нам все дано и все открыто.

(Мы не те) люди, которые не имеют веры, которые думают, что они живут короткую жизнь, а потом у них все кончается! Которые не имеют ни смысла, ни цели; трудящиеся для детей, которые также будут только прахом, только пищей для земли и для разложения. Которые в сущности не знают, где добро и где зло, как надо поступать и как не надо. Которые вынуждены гадать обо всем, прислушиваясь к смутному голосу в глубине души, спорить о том и о другом.

Нам все дано, но получается, что дано бесполезно, что для нас это бесплодно, что мы не в состоянии принять великий дар и жить, как христиане.

Конечно, таких недостойных чад как мы, Господь не должен был бы к Себе принимать. Но мы знаем о чуде любви Божией! Как блудный сын пришел к Отцу, и хотя все промотал, и был неблагодарным к Нему, Тот все равно его принял, так вот Он и нас принимает!

Только на это у нас и надежда. Расчета — никакого. Справедливость — против нас! Правда — против нас! И у нас остается только одна надежда — на нашего Отца Небесного, Который принимает своих детей из милосердия, из сострадания. Поэтому мы говорим:

Господи! Не по делам нашим суди, а по Твоему милосердию.

Не по правде и справедливости

(по правде мы себя уже осудили),

а суди нас по благодати Твоей.

И, самое главное, дай нам, Господи, силу возродиться!

День вашего причащения, когда каждый из вас к Тайной Вечери Господней подступает, к великой Святыне — это день праздничный, день особенный, день необычайно важный! Кто эту благодать воспримет, того она будет возрождать, преобразовывать. На того она будет действовать!

Мы знаем: кто истинно верует, тот это познает на себе.


Господи, прости, омой, очисти,

сделай бывшее, как небывшее!
Вложи в нашу волю твердое желание —

жить по-христиански!

Пусть на языке нашем не будет зла,

в мыслях наших не будет тьмы,

в сердце нашем пусть будет добро.

Пусть мы будем владеть собой и не

выпускать темного, которое зарождается в нас.

Господи, прости нас, очисти и благослови!

_______________

Размышления Рождественского поста

В первую декаду поста рекомендуется думать о том, как при рождении Иисуса Христа Ему не нашлось места даже в гостинице. Тем самым мы должны осознать, что и сами не даем Ему обитать в центре нашей души, но всегда оставляем для Него лишь «угол» темный, как пещера.

Прежде всего это проявлялось в нашей неблагодарности.

Мы были Ему неблагодарны, хотя благодарность присуща даже бессловесным тварям. Нам надо понять, что Бог всегда был в нашей жизни далеко не на первом месте...

Но вот приближается праздник Его прихода в мир...

Как мы Его встретим? Постараемся в эту декаду ограничивать себя не только в еде, но также посвящать, как минимум, полчаса для сугубого предстояния перед Ним. Тут может быть и чтение Евангелия, и Иисусова молитва, а также покаяние, просьбы, благодарение, чтение духовой литературы.

Вторая декада должна стать уже временем наибольшей духовной собранности, бодрствования. Вспомним, что первыми услышали о рождении Христа пастухи, несущие стражу. В это время полезно думать о том, что мы можем быть в каждый миг призваны на суд Божий. Представим себе: с чем мы придем на этот суд? Чем мы послужили нашему Господу? Были ли мы ответственны за дело Божие в мире?.. Полчаса предстояния остаются.

В третью декаду Церковь призывает нас особенно сосредоточиться на сохранении мира — мира вокруг нас и мира в своей душе. Ангелы пели: «на земле мир, в человеках благоволение». Мир приносит Христос, но часто мы не можем его принять, так как у нас в душах смятение. Будем в эти дни сознательно и целеустремленно отклонять от себя все, что вносит смятение в душу. Усиленной молитвой постараемся оберегать мир, как хрупкий сосуд, как огонь на ветру.

В последнюю декаду нам полезно вспомнить волхвов, которые принесли Новорожденному свои дары и подумать, а что мы сделали для Него? Чем мы можем порадовать Его? Накануне праздника постараемся сделать что-нибудь для людей нуждающихся, одиноких, престарелых. Ведь вера без дел мертва. В это время Церковь особенно призывает нас примириться со всеми, с кем мы находимся в ссоре.

­­­­­________________


Каяться — значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих и всею душою желать исправления и заглаждения их.

Отдайте, молельщики, Богу ваше сердце, то любящее, искреннее сердце, которым вы любите своих детей, родителей, благодетелей, друзей, в котором вы ощущаете сладость непритворной, чистой любви.

Что соединение наше с Богом в будущем веке последует и что оно будет для нас источником света, мира, радости, блаженства — это мы отчасти познаём опытно и в нынешней жизни. По молитве, когда душа всецело бывает обращена к Богу и соединяется с Ним, мы чувствуем себя прекрасно, покойно, легко, радостно, как дети, упокоеваемые у груди матерней, или, лучше сказать, как-то невыразимо хорошо. «Наставник! Хорошо нам здесь быть» (Лук. 9,33)

св. Иоанн Кронштадтский

Человек сам бессилен исполнить заповеди Божии, поэтому и сказано: «Просите и дастся». И если мы не просим, то сами себя мучаем и лишаемся благодати Святого Духа, а без благодати душа во многом смущается, потому что не разумеет воли Божией.

Чтобы иметь благодать, человек должен быть воздержан во всем: в движениях, в слове, в смотрении, в помыслах, в пище. И всякому воздержанию помогает поучение в слове Божием.

...Бог милостиво ждет нашего покаяния. И все небо, все святые ждут от нас покаяния. Как Бог есть любовь, так Дух Святой во святых — есть любовь. Проси, и Господь простит. А когда получишь прощение грехов, то на душе у тебя будет радость, веселие, и благодать Святого Духа войдет в твою душу, и ты скажешь: «Вот истинная свобода; она в Боге и от Бога».

преп. Силуан Афонский
_______________
Они встали и пошли...

Когда пастухам было возвещено [о рождении Богомладенца] они не удивились, что Его надо искать где-то в пещере, в
вертепе, они сразу встали и сказали: «Пойдем и посмотрим, что нам возвестил Господь». У них не было колебаний, раздвоения мысли. Они сразу встали и пошли. Вот Господь призывает и нас, чтобы мы по Его пути, по пути веры встали и пошли.

А что мы имеем перед собой? Постоянная душевная немощь, постоянное отвлечение на суету мира..

Каждый вечер, когда нас призывает долг христианский встать пред Господом, чтобы принести Ему наше благодарение, мы уже не в силах, нам уже некогда. Вечером поболтать, поговорить — на это мы найдем время и силы. А несколько минут в молитве побыть перед Господом — тут у нас силы иссякают...

Каждый раз, когда человек открывает с верой Священное Писание, он слышит слова самого Бога. Это слово Божие, слово Христово, слово, продиктованное Духом Божиим! Значит мы должны обратиться к этому слову для того, чтобы вошел в нас Дух. Но опять мы расслабленны, нам некогда, у нас дела, у нас суета...

И получается, что мы не идем к Нему навстречу ни через молитву, ни через Священное Писание.

Мы можем сделать что-то для Бога, делая нужное для человека. Так сказал нам Господь Иисус. И вот когда нас призывает долг что-то сделать для человека, оказывается на это у нас нет ни времени, ни сил, да и желания нет. Значит мы совсем не похожи на тех пастухов, которые сразу встали и пошли.

И все это потому, что дух наш слаб, вял. Вот если бы нам ночью нужно было идти на какую-то особенно радостную встречу, мы бы, конечно, побежали на нее не колеблясь. Ведь люди иногда могут веселиться и проводить всю ночь в празднестве, и им не кажется, что это тяжело. А Господу принести лишний час бодрствования для нас не по силам.

Так мало мы похожи на пастухов, а еще меньше на волхвов, которые принесли Господу золото, ладан и смирну.

Золото они принесли Ему как Царю. По старинному преданию золото было самым подходящим даром для царя. Мы, конечно, признаем Господа своим царем, потому что мы говорим Господу: «Да приидет Царствие Твое». Мы называем Его «Царь небесный», молимся «Царю небесный». Он Царь, Который мир создал, Который в мир явился и Который Церковь Свою Своим Духом поддерживает. Но на самом деле, если мы себя строго спросим, являемся ли мы действительно гражданами этого царства Божия, оказывается нет. Потому что граждане должны следовать законам, которые есть в их стране. И Царство Божие тоже имеет свой закон: закон Христов, закон Священного Писания. Но мы его нарушаем постоянно и каждодневно.

Нарушаем ложью, злобой, раздражением, невоздержанием, нарушаем тем, что причиняем людям обиду, боль, тем, что вместо Света, как нам заповедовал Господь, приносим в мир печаль, огорчения.

Вот, мы признаем Господа своим Царем, но царю, владыке, в старину (когда бывали цари), его подданные были привержены. Скажем, на войне, люди превозмогали все трудности и шли за своим полководцем. Но зачем они шли? Им нужны были завоевания, походы, слава, то есть, все «пустое,» то, что люди [быстро] забывают.

У нас тоже есть свой вождь — это Господь, но у нас нет такой верности, которую когда-то являли воины своим вождям.

Когда мы крестим младенца или взрослого, в чине крещения есть такие слова: «Прими нового воина Христова». Значит каждый из нас Господу принадлежит. Но мы не похожи на войско Господне...

Также волхвы принесли Ему ладан. Ладан — это фимиам, который мы воскуряем в момент богослужения. Он символизирует нашу молитву, восходящую к небу. Его аромат, благоухание обозначает сердце, обращенное к Богу. Прежде всего, мы должны приносить благодарение и любовь Тому, Кто дал нам жизнь и все прекрасное в жизни. Пускай порой трудное, но прекрасное. Какой это дар! За что мы его получили? За какие заслуги?

За какие заслуги, Господи, Ты привел нас к Себе? Разве мы Тебя познаем, разве мы Тебя исповедуем?

Господи, прости нас грешных, что мы все это принимаем как должное.

Иногда мы даже начинаем гордиться этим. Гордиться, хотя мы ничего по-настоящему не выполняем. Нам кажется, что вера дает нам право превозноситься над другими людьми, неимеющими ее. Но судить, у кого истинная вера, будет Сам Господь! И, может быть, совсем не мы окажемся там первыми.

Господь нам сказал: «Нельзя служить одновременно Богу и маммоне, двум господам». Если нас захлестывает суета, если она нас порабощает, она становится нашим богом, мы поклоняемся суете, мы погрязаем в ничтожестве, мы отдаем ей все.

Наконец, волхвы принесли Ему смирну. Смирна — это дорогое благовонное вещество, которым помазывали саван смертный и тело усопшего. Смирну волхвы принесли Ему как человеку. Ибо человек смертен, и смирна напоминает о смерти. Господь, как человек по Своему естеству, как Брат наш, был также смертен. Мало того, Он умер (действительно умер!), и мы об этом имеем свидетельство. Умер, но восторжествовал над смертью.

Апостол говорит нам: «С терпением будем проходить наш путь, взирая на наставника и свершителя веры Иисуса». В этих словах определяется вся наша жизнь. Надо не просто обратиться сердцем к Богу, но видеть глазами своими, очами своего сердца живого Христа в Его человеческом явлении к нам. А это возможно только при внимательном вчитывании в Священное Писание, в строки Евангелия, которые должны быть всегда с нами...

Почему нам даже не хочется узнать и увидеть Его? Потому что нам нужно совсем другое: мы у Него просим здоровья, успехов, избавления от зла, хорошего настроения, хорошего состояния души и духа. Правильно просим? Да, конечно, ибо Господь заповедовал нам:» Просите и дастся вам». Но гораздо важнее всех этих молитвовопрошаний действительно обрести Его живого, чтобы мы могли сказать вместе с апостолом Павлом, что «не я живу, но живет во мне Христос». Тогда Его слово как бы тихим шепотом всегда тебе подскажет, что нужно сделать, как поступить. Он будет с тобой в радости и в печали, в молодости и в преклонных годах.

Искать Его, а не только Его даров, это и есть истинная вера. А искать Бога можно только взирая на Иисуса, ибо как говорит нам евангелист Иоанн: «Бога не видел никто и никогда». И не может видеть, ибо Он неприступен. Но Единокровный Сын явил Его в Себе. Поэтому и призывает нас апостол : «Взирайте на Иисуса».

Но мы взираем на все, что угодно: на соблазны мира и на устрашения мира, на то что в нем есть неприятного. Мы смотрим вокруг и находим много темного в жизни. Мы взираем не на Иисуса, а на чужие грехи. Мы взираем в будущее с тревогой, страхом, загадываем, что же с нами будет...

Как-будто бы не в руках Божиих наша жизнь, а мы сами все себе сможем управить. Мы взираем не на Иисуса, а на то, что может доставить нам иногда удовольствие, скажем, на ту честь, которую мы заслужили и не заслужили. Там, где мы трудимся, работаем, к этому прикованы все наши взоры, вся наша душа. И некогда нам оглянуться на Иисуса, Который идет рядом с нами.

Так мы и живем — ни пастухи верные, ни волхвы, дары приносящие, а рабы неключимые, нерадивые, нетерпеливые. Волхвы говорят: «Мы видели восхождение звезды Его и, вот, пришли Ему поклониться». Но раз мы с вами христиане православные, значит мы тоже видели восхождение Его звезды, значит мы знаем, что такое истина Христова!

Но что же сделали волхвы после этого? Они не успокоились, не задремали, сказав: «Ну светит Божия звезда, и слава Богу». Нет, они пошли к Нему поклониться. Мы не знаем, насколько издалека они пришли, ведь они не на поезде поехали, не на автобусе, они шли пешком или верхом через пустыни, по трудным дорогам старинным, которые нам сейчас даже нелегко себе представить. Может быть, шли сотню километров, а может быть тысячи, кто знает, но они шли терпеливо за звездой.

Для нас это есть знак всей нашей жизни. Только идя за звездой Божией, мы найдем и свой правильный путь. Но на этом пути требуется терпение, а не уныние. Ни отчаяние, ни раздражение, ни нетерпеливый окрик «когда же, где же, почему же», ни ропот, который так часто к нам приходит, ни желание все перевернуть по-своему, ускорить, а то самое терпение, которое вело за звездой этих людей долгое-долгое время.

«С терпением будем проходить свой путь жизни, — говорит Апостол, — взирая на наставника и свершителя веры Иисуса». Только тот, кто будет идти с терпением, как волхвы, тот дойдет, тот увидит, тот поклонится, тот принесет то, что у него есть.


Источник: http://www.alekmen.narod.ru

Домой написать нам
Дизайн и программирование православие, христианство, религия, творчество
© 2020 Центр интегральной психологии, соционики и профайлинга
Rambler