О центре
Персоналии
Предшественники
Филиалы
Наши новости
Разное в мире
Книги
Статьи Р.П.Еслюка
Статьи по психотерапии
Статьи по соционике
Христианское искусство
Поиск
Статьи по религии
Психология
Религия
Соционика
Эзотерика
Искусство
Культура
Оздоровительные системы
Разное
 Домой  Интересно... / Религия / Иисус в живописи: ЧУДЕСНОЕ НАСЫЩЕНИЕ ПЯТИ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК  Карта сайта     Language ru eng
Православие
Христианство
Иисус Христос
По святым местам
Доказательства веры
Чудеса
Психология веры
Проповедники и святые
Религии мира
Разное



 
Иисус в живописи: ЧУДЕСНОЕ НАСЫЩЕНИЕ ПЯТИ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК


После сего пошел Иисус но ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где ном купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же но том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

(Ин.6:1-13)

История, рассказанная всеми четырьмя евангелистами, у Иоанна обрастает некоторыми подробностями, которых нет у других евангелистов, касательно, например, роли Филиппа и Андрея или мальчика, который принес хлеб и рыбу. Присутствие в рассказе Иоанна этого мальчика - персонажа вовсе не обязательного - доказывает, как считает Д.Штраус, пристрастие этою евангелиста к драматическим и живописным эффектам. Таким образом, если на картине присутствуют все эти действующие лица, то можно с уверенностью сказать, что литературной ее программой для художника был рассказ Иоанна.

Следует иметь в виду, что Матфей и Марк повествуют еще об одном чудесном насыщении народа - на сей раз четырех тысяч человек, которые были накормлены семью хлебами (было также "немного рыбок" -Мф. 15:34). В этом случае наполненных корзин после трапезы оказалось семь.



Художники редко делают различие между этими двумя явлениями чуда. В тех же случаях, когда различие имеется, оно касается "количественных характеристик" - числа хлебов и наполненных корзин.

Тема чудесного насыщения народа была популярна во все периоды истории христианского искусства, начиная с III века. Причем насыщения именно хлебами, поскольку обряд преломления хлебов стал главным в культе новой христианской общины. Так, на последнем ужине с учениками, Тайной вечере, Христос преломляет хлеб и дает его ученикам; по преломлению хлеба узнают ученики воскресшего Христа в Эммаусе (Ужин в Эммаусе); Петр после первой проповеди преломляет хлеб и молится с новообращенными (Деян.2:42,46).

В ранних памятниках христианского искусства (катакомбный период) у Христа, изображавшегося юношей, в руке магический жезл - наподобие того, который был способен творить чудеса в руках Моисея. Им Иисус касается корзины (короба) с хлебами. Самые ранние изображения такого рода имеются в римских катакомбах Дамитиллы и Гермеса. Этот сюжет широко распространен в искусстве Средневековья и Возрождения. Он появляется на лучшей работе австрийского живописца и скульптора Михаэля Пахера - алтаре св. Вольфганга (ок. 1481). Тинторетто изобразил этот сюжет в большом зале Скуолы ди Сан Рокко в Венеции (1579-1581), однако здесь художник отходит от старой иконографической формулы и трактует тему свободно. На картинах художников Возрождения и более позднего времени мы обычно видим пейзаж с многочисленными группами людей, среди которых ходят ученики, раздавая еду. Христос сидит или стоит, он запечатлен в момент благословения хлеба. Андрей традиционно изображается седобородым стариком, Филипп - более молодым, с темными волосами, как правило, тоже с бородой. Так трактует этот сюжет Бернардо Строцци в известной картине "Чудесное насыщение пяти тысяч человек", находящейся в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Особое распространение эта тема получила в Нидерландах в XV веке. В качестве примера можно назвать картину Алкмарского мастера, которая входит в цикл картин на сюжет Семь дел Милосердия. Здесь Христос сам раздает хлеб страждущим. В то время в искусстве Нидерландов существовала устойчивая традиция изображать народ в аристократических одеждах, и на картинах среди персонажей в толпе насыщаемых современники узнавали своих сограждан.

Этот сюжет наряду с Тайной вечерей и Ужином в Эммаусе использовался для украшения монастырских трапезных, а также в качестве символа Евхаристии.

Источник: http://www.bestreferat.ru

Домой написать нам
Дизайн и программирование православие, христианство, религия, творчество
© 2020 Центр интегральной психологии, соционики и профайлинга
Rambler