Психологическая помощь при работе с пострадавшими в зоне ЧС
Руслан Еслюк
Объявление на сайте ОППЛ:
"Дорогие коллеги!
Пострадавшим от ЧС в городе Крымске требуется профессиональная психологическая помощь!
Организованная группа психологов ППЛ уже работает с населением в зоне ЧС, работа идет круглосуточно, и специалистов не хватает!
Психотерапевтов и психологов, готовых работать в зоне стихийных бедствий в Краснодарском крае (город Крымск) в качестве добровольцев просим срочно обращаться к официальному представителю ЦС ППЛ в Южном федеральном округе Силенок Инне Казимировне
Тел.: +7 (918) 439-06-67 (нужно набирать номер многократно, т.к, связь перегружена)
Директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Сергеевна Шойгу отвечает на вопросы о психологической помощи пострадавшим в зонах ЧС: http://ria.ru/online/436638117.html
В целом выделяют три основных психологических задачи при работе с пострадавшими. Помочь справиться с первичной реакций на стресс - захлёстывающими человека эмоциями паники, тревоги, боли утраты и др., поддержать. Помочь увидеть перспективу, найти ресурсы для обретения нового смысла в ситуации утраты, потери. И третья задача - снизить риск распространения различных социальных слухов, паники и т.д.
Важным оказывается и сам человеческий контакт пострадавшего с психологом, чтобы человек, переживающий боль утраты, потери, тревогу, имел возможность не держать в себе боль, высказаться, поделиться и найти сочувствие, понимание, поддержку. Однако здесь есть свои особенности в зависимости от возраста, жизненной ситуации.
Ещё одним важным моментом является то, чтобы человек не входил в состояние жертвы после пережитого, чтобы изначально с ним работали, как с обычным, нормальным человеком, что тоже должно способствовать скорейшей стабилизации психологического состояния.
Одной из важнейших составляющих такой работы является работа со смыслом, эти вопросы глубоко проработаны в логотерапии Виктора Франкла (1905-1997):
Виктор Франкл сам длительное время находился в зоне ЧС - фашистском концентрационном лагере, и только умение найти смысл даже в такой сложной ситуации помогло ему выжить. В этом плане важно сказать, что религия и религиозная вера расширяют наше представление о смысле жизни, делают его более глубоким и прочным. Так считали многие психологи - К.Г. Юнг, В.Э. Франкл, Н. Пезешкиан и другие. В этом плане, полагаю, религиозно-ориентированная психотерапия должна найти важное место при работе психологов с пострадавшими в зоне ЧС, конечно, в русле обоснованной опоры на религиозные убеждения самого человека, исключая разные виды давления, принуждения в плане выбора веры и мировоззрения.
Карл Густав Юнг утверждал: "Человеку со всей определённостью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать своё место во Вселенной".
На украинском сайте "Экстремальная и кризисная психология" (сотрудничество с Европейским обществом изучения травматического стресса) полезная информация и ссылки: http://extrpsy.org.ua/links